Напалм и диоксин во вьетнамской войне
Одной из особенностей Вьетнамской войны, отличающей ее от других локальных войн, является широкое применение армией США химического оружия против отрядов Национального Фронта освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ). Американцы с помощью химических веществ, а именно дефолианта «Agent Orange» уничтожали листву в джунглях для выявления отрядов НФОЮВ, а напалмом — живую силу своего противника. В результате Вьетнам пострадал от применения химического оружия больше любой другой страны в мире.
Диоксин во вьетнамской войне
Обработка джунглей с помощью «Agent Orange» американскими самолетами во время вьетнамской войны
Дефолиант «Agent Orange» представляет собой смесь химикатов. Самым ядовитым ингердиентом является диоксин TCDD. Во Вьетнам «Agent Orange» доставлялся в контейнерах, промаркированных оранжевой полосой, отсюда пошло название «Agent Orange», то есть, «оранжевый агент» (на английском языке, особенно в американском варианте, к химреагентам применяется термин «агент»). Американцы использовали его в Южном Вьетнаме с 1961 по 1971 год. По данным министерства обороны США, за период войны американцы распылили на 10% территории Южного Вьетнама 72 млн. литров «Agent Orange», в том числе 44 млн. литров, содержащих диоксин. 10% распылялось на земле и с плавсредств, остальные 90% — с самолетов C123 и вертолетов.
Вьетнамцам приходилось неделями сидеть в укрытиях из-за американских бомбежек. Когда они выходили наружу, деревья вокруг были уже без листьев. Проникая в организм и накапливаясь в нем, диоксин вызывает кожные заболевания, а также при раковых заболеваниях вызывает увеличения опухолей. Самостоятельно диоксин не вызывает раковых заболеваний. Во Вьетнаме насчитывается примерно 4,8 миллиона жертв этого отравляющего вещества, в том числе, три миллиона непосредственно пострадавших от так называемого «оранжевого дождя». Зерегистрировано еще большое число людей, которые стали инвалидами из-за того, что их родители, дедушки и бабушки, подверглись диоксиновой обработке. Десятки тысяч из «послевоенных» пострадавших от «Agent Orange» погибли, еще сотни тысяч, в том числе многие дети, страдают от заболеваний. Вьетнамские жертвы диоксина в начале 2004 года впервые предъявили иск американским компаниям-производителям химикатов, однако 10 марта 2005 года Федеральный судья Бруклина (США) отклонил этот иск в связи с «отсутствием непосредственных свидетельств». 22 февраля 2008 г. Федеральный аппеляционный суд США отверг требования жертв «Agent Orange» из Вьетнама к химическим фирмам Dow Chemical и Monsanto, которые производили химическое оружие во время вьетнамской войны. Пока выплат компенсаций от химических корпораций удается добиваться только американским ветеранам войны, прошедшим Вьетнам, которые пострадали от собственного же химического оружия. В 1984 году, следуя принятым американским законам, Dow Chemical и Monsanto они внесли в фонд пострадавших от диоксина $180 млн., однако не признали своей вины.
Компенсации своим ветеранам вьетнамской войны производили также правительства Австралии и Новой Зеландии, чьи контингенты находились в Южном Вьетнаме как союзники США. Согласно опубликованным журналом «Cytogenetic and Genome Research» данным, «Agent Orange» и другие дефолианты привели к генетическим изменениям у новозеландских ветеранов вьетнамской войны.
В январе 2006 г. Аппеляционный суд Республики Корея обязал Monsanto и Dow выплатить $62 млн. в качестве компенсации около 7 тыс. гражданам этой страны, которые тоже были направлены во Вьетнам южнокорейским правительством, поддерживающим в то время США.
В декабре 2006 года конгресс США признал ответственность властей США за последствия применения во Вьетнаме дефолиантов. Конгресс высказал намерение работать с правительством Вьетнама и американскими организациями в плане оказания Вьетнаму дальнейшей помощи. В 2007 году США выделили Вьетнаму грант в $400 тыс. для обучения специалистов по очищению почвы от диоксина на бывшей военной базе США в г.Дананге. Время от времени правительство США и различные фонды, а также корабли ВМС США, наносящие дружественные визиты во Вьетнам, передают денежную и материальную помощь жертвам диоксина.
Во Вьетнаме построено несколько реабилитационных центров для пострадавших от диоксина. В их строительстве принимали участие Франция, Германия, Канада, Япония и США. Самый большой — Tu Du госпиталь. К западу от Ханоя, в провинции Ha Tay, есть «Деревня дружбы». Этот пансионат для тех, кто родился с серъезными дефектами из-за «Agent Orange» и ветеранов войны, нуждающихся в неврологическом лечении. Пансионат финансируется, преимущественно за счет пожертвований из США, в том числе от американских ветеранов войны во Вьетнаме.
Однако, решение вопроса о реальных масштабных компенсациях от США Вьетнаму, скорее всего, впереди. Пока помощь несоизмерима с нанесенным вьетнамцам ущербом. Об этой неоднократно говорится вьетнамским правительством и общественностью. Но это упрек не в сторону американского народа, а в сторону администрации США.
Научными изысканиями по преодолению последствий применения диоксина занимается Совместный российско-вьетнамский научный Тропический центр, основанный в 1988 году и находящийся в Ханое. Авторским коллективом в составе Познякова С.П., Румака В.С., Софронов Г.А. и Умновой Н.В. написана и выпущена книга «Диоксины и здоровье человека» (Издательство «Наука», Санкт-Петербург, 2006 — 274 с.).
Во Вьетнаме существует Фонд помощи жертвам диоксина (The Agent Orange Relief Fund), находящийся по адресу 11 Tran Hung Dao, Hanoi, Vietnam, e-mail: aofund.vna@gmail.com, тел.8-10-84-4-9332326, контактное лицо Чан Данг Шон (Tran Dang Son).
Напалм во вьетнамской войне
Напалм, или желеобразный газолин, применялся американцами с целью уничтожения живой силы противника, то есть бойцов НФОЮВ. От напалма тоже пострадало много мирных жителей. Это происходило потому что, получив сведения о том, что в какой-то деревне скрываются бойцы «вьетконга», американцы и южновьетнамская армия сбрасывали на нее напалм, часто не проверив, есть ли там мирные жители или нет. Через несколько лет после окончания вьетнамской войны, в 1980 г. международной конвенцией было запрещено применение напалма в условиях, когда могут пострадать мирные жители.
В 1972 г. фотограф из США Ник Ут (Huynh Cong Ut) тайно снимал американские бомбардировщики, сбрасывающие напалм на деревню. В его объектив попала группа бегущих детей со стороны детей и идущие рядом солдаты. Брат Ника Ута тоже был фотографом в СМИ США и погиб во Вьетнаме, а сам Ник Ут был трижды ранен. Ник Ут добился опубликования снимка в газете, хотя это работало против армии США и их союзников. Впоследствии он получил за снимок Пулитцеровскую премию. Существует поверие, что этот снимок остановил вьетнамскую войну. Потом его стали назвать «Ужас войны».
Среди бегущих детей была девочка Kim Phuc Phan Thi, которая сбросила с себя горящее платье. Потом бо́льшая часть кожи девочки была пересажена и не может дышать. Ее быстро доставил в больницу на машине все тот же Ник Ут. Однако, немногим так «повезло». Большинство умирали после полученных ожогов. Ким Фук Фан Тхи сейчас живет в Канаде, работает в фонде имени ее имени, который помогает детям, жертвам войн.
По поводу этого эпизода американцы утверждают, что напалм был сброшен не ими, а их союзниками — с южновьетнамского самолета, а пилот этого самолета в конце войны вместе с многими другими южновьетнамцами бежал в США, где и проживает в настоящее время. Действительно на снимке неподалеку от бегущих детей и горящей девочки спокойно идут скорее всего южновьетнамские солдаты, осуществлявшие наземную операцию по «зачистке» от бойцов НФОЮВ. По самолетам неясно.
Этот снимок публиковался в американских и других изданиях. С появлением интернета он был на многих сайтах, в том числе на Фейсбук. Прошло 44 года и вот в сентябре 2016 г. администрация Фейсбука удалила все эти фото из соцсети по причинам соблюдения нравственности. Это вызвало критику и фото было возвращено в сеть. Довод критиков был таков, что нормальные люди считают, что такие снимки должны быть опубликованы чтобы люди наглядно понимали ужасы войны.
На данной странице этот снимок тоже был, но удален пока вопрос является спорным.
Подобные споры могут возникнуть (и наверное возникали) по поводу снимков из фашистких концлагерей, где показаны горы трупов замученных разными способами людей. Ведь могут сказать, что такие снимки нравятся некрофилам, а значит должны быть удалены. С другой стороны, если так пойдет, то картина истории будет выглядеть благообразно и дезориентировать людей, не видевших ужасов войн.