Нас возмущает неуважение к голосу общества
Мы очень разгневаны.
Нас возмущает неуважение к голосу общества. К нашему с вами голосу.
2 апреля 2019г. в Общественной Палате РФ прошел круглый стол на тему «Комплексное сопровождение семьи как механизм профилактики социального сиротства: правовое регулирование и успешные практики».
Тема стола вызвала наш естественный интерес, т.к. по печальному опыту мы знаем, что под «сопровождением семьи» чаще всего скрывается намерение определенных сил «причинить» добро нашим семьям, хотят они этого или нет.
Мы заранее записались на круглый стол и получили заверение, что нам дадут возможность выступить. Представитель нашей платформы CitizenGO Россия, которая является голосом более 200.000 граждан России приехал в Общественную Палату, чтобы выразить на этом мероприятии нашу позицию, основанную на ваших обращениях за последне годы.
Увы, слова нам предоставлено не было! Под предлогом нехватки времени.
Мы просили три минуты. Круглый стол шел четыре часа. Трех минут для нас с вами, для голоса общества у Общественной Палаты не нашлось. И … такое с нами случилось в первый раз!
Зато очень долго и пространно выступали представители других организаций, которых трудно счесть представителями голоса общества. Различные фонды и структуры, специализирующиеся на социальном сопровождении семей и решении проблем «неблагополучия» (под которым, как мы знаем, может пониматься практически что угодно), рассказывали, как же нужно обустроить нашу жизнь и привести семьи к светлому будущему.
Вот только голос самих семей и родителей, ваш голос, при этом не прозвучал.
Звучали другие голоса. Например, голос Марины Гордеевой из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (нам с Вами он памятен публикацией антисемейных плакатов «Папа, я тебя боюсь» и «Мама, я тебя боюсь», а также утверждениями, что «потенциал насилия скрывают в себе сами основания российской культуры», которые он озвучивал в сових «исследованиях»).
И голос господина Александра Спивака, из Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. Фонда, который годами работал на государственные и окологосударственные американские деньги – видимо, американские коллеги господина Спивака очень хотели бескорыстно усовершенствовать семейную политику своих геополитических противников. Исключительно для нашей пользы, конечно же. На эти деньги фонд разрабатывал программы реформы нашей, российской политики в отношении семьи. А потом он подготовил стандарты «Профилактических услуг по профилактике социального сиротства», предполагающие почти безграничные возможности вмешательства в нашу с Вами семейную жизнь. Те самые стандарты, не допустить применения которых на практиее требовали тысячи граждан на нашей платформе.
Иные «специалисты» всячески рекламировали в качестве образца «шотландскую модель» помощи семье – при этом, конечно же, умалчивая тот факт, что эта модель вызывает серьезные возражения и протесты со стороны самих шотландских семей. Дело в том, что шотландское правительство в своей заботе о детях решило с рождения приставлять к каждому ребенку специального наблюдателя, имеющего право «защищать его права» без ведома и согласия его родителей…
Так же очень много времени и внимания было уделено представителям из Риги: Ирэне Кондрате – директору департамента благосостояния Рижской Думы и Каспарсу Ясинкевич – директору Рижского муниципального детского и юношеского центра. Эти господа подробно и детально делились опытом по контролю и сопровождению рижских семей. Они сказали, что им «приятно быть в компании друзей и единомышленников», и предложили в качестве примера нашим специалистам свои модели «кризисного вмешательства». Их выступление длилось почти час. А на наш общий голос не нашлось даже трех минут!
Иными словами, нашу с вами судьбу опять обсуждали без нашего участия. Не спрашивая нашего мнения… точнее, не просто не спрашивая, а не давая нам возможности его высказать! Даже когда мы сами пришли для этого!
Увы, CitizenGO, т.е реальному голосу семей, на этом мероприятии места не нашлось. Повторю — даже трех минут для изложения позиции платформы, за которой стоят сотни тысяч граждан нашей страны!
Странная Общественная Палата… здесь не был услышан голос общественности.
И это притом, что она по закону «призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации …, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов … социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации» (ст. 2 ФЗ «Об общественной Палате РФ»).
Зато громко звучит голос людей, многих из которых мы считаем псевдоспециалистами, и чью «работу» считаем во многом просто опасной для наших семей и наших детей.
Модерировал круглый стол уважаемый член Общественной Палаты Сергей Рыбальченко. Сергей Игоревич, сказать, что мы удивлены и разочарованы — это ничего не сказать! Наш представитель (реальный голос общества) специально приехал в Москву; мы записывались, нас заверили, что в список спикеров мы включены. Но, оказалось, что куда важнее голос «специалистов» типа господина Спивака… Какое уж тут «согласование общественно значимых интересов», социальное развитие и «национальная безопасность» Российской Федереации…
Друзья! Так как нашему (вашему!) представителю не дали слова, мы публикуем текст его выступления здесь. И не сомневайтесь, мы и дальше будем отстаивать интересы и права российских семей.
«CitizenGO – платформа интернет-обращений, последовательно выступающая в поддержку семьи, прав родителей и семейных ценностей. Мы представляем в нашем общественном поле голоса более чем 200.000 граждан России и более 10 миллионов граждан во всем мире.
У нас немало партнеров – общественных организаций, действующих в сфере защиты семьи и прав родителей. И к нам, и к ним приходит немало обращений от граждан. Чаще всего – это жалобы на серьезные нарушения прав семей в результате попыток оказать так называемую «помощь» им или их детям.
Т.е. с темой профилактики так называемого «социального сиротства» и социального сопровождения семьи связаны серьезные проблемы, о которых мы считаем нужным здесь напомнить.
1. Очень часто речь идет о ситуациях, когда семьи, фактически, принуждаются к получению социальных услуг. Их вынуждают участвовать в так называемом «социальном сопровождении», заключать договоры о социальном патронате и т.п.
2. Также есть ситуации, когда получение семьей действительно необходимой помощи обусловливается согласием на принятие других услуг, которые семья получать не хочет. Т.е. некая семья может нуждаться в материальной помощи, но она ее получит, только если заключит договор на полное социальное сопровождение.
3. Наряду с прямым принуждением распространено косвенное. К примеру, классическая ситуация – родители под давлением дают якобы добровольное согласие на временное помещение детей в социальные центры, потому что опасаются, что их лишат родительских прав или отберут детей силой.
Создается впечатление, что многие организации и структуры, работающие в сфере защиты детства, искренне убеждены, что ради мнимого благополучия детей можно полностью пренебрегать правами семьи в целом. Но это, разумеется, не так.
Такой подход — не помощь, это фактически насилие над семьей. Это неуважение к семье и ее автономии, к основополагающим правам родителей и детей. Такую ситуацию мы считаем совершенно ненормальной.
Также трудно не прийти в ужас, знакомясь со стандартами «профилактических услуг по предупреждению социального сиротства», разработанных и активно продвигаемых Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, который годами работал с опорой на зарубежную помощь. В случае своего реального применения эти стандарты создадут (как это уже произошло в некоторых странах!) ситуацию тотального контроля над семьей.
А это неминуемо приведет к полной аннуляции конституционных прав на неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, конституционной презумпции добросовестности родителей при осуществлении своих родительских прав и прав семьи в целом.
Только на нашей платформе тысячи граждан требовали отказа от подобных стандартов и подходов. Но их голоса – а это, прежде всего, голоса родителей – очевидно, не принимаются во внимание ни организациями, которые распространяют эти стандарты и подходы, ни органами власти, которые прислушиваются к советам этих организаций.
Очевидно также и то, что собственные представления о том, как надо защищать детей, для них важнее реальной воли гражданского общества, представленного российскими семьями. Во внимание не принимается также и мнение детей. А ведь большинство детей отрицательно относятся к постороннему вмешательству в жизнь семьи. Они не желают подобной «псевдо-защиты» и не нуждаются в ней. А разлучение с семьей, даже на время, и вовсе наносит ребенку непоправимую травму и совершенно точно не является для него благом.
В государственных документах, посвященных семейной политике, много говорится о необходимости повышения уважения к семье и родительству и о сути, о самом главном: государственная концепция семейной политики провозглашает принцип презумпции добросовестности родителей и автономии, самостоятельности семьи в принятии решений, касающихся ее жизни.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» в ст. 4 провозглашает добровольность базовым принципом социального обслуживания в нашей стране. А статья 9 этого закона гарантирует право получателей социальных услуг на отказ от них.
Мы, вместе с тысячами граждан России, настаиваем на том, чтобы эти базовые принципы неукоснительно соблюдались.
Резюмирую. Разрабатывая те или иные стандарты нужно четко понимать:
1. Помощь может быть только добровольной и от нее любая семья вправе отказаться.
2. Когда семье оказывается помощь, она должна быть такой, какую просит семья, а не той, какую считает нужным продвигать та или иная организация.
3. Что хорошо семье и детям в ней знает только семья, родители с детьми в этой семье.
4. Любые попытки прямого или косвенного принуждения семей и родителей к получению социальных услуг должны влечь за собой серьезную ответственность должностных лиц.
Благодарю за внимание».
Поделитесь этой информацией с друзьями и знакомыми. Люди должны знать, что голосу в защиту их прав, голосу общественности не нашлось места в Общественной Палате РФ.
Но мы не остановимся. Мы будем добиваться того, чтобы голос общества был услышан.
Это наш долг.
Спасибо Вам за то, что Вы с нами и поддерживаете нас!
Вместе мы добьемся победы!
С уважением,
Павел Парфентьев, Александра Машкова и вся команда CitizenGO Россия