«НЕТ» антисемейной кампании московских чиновников!
1 апреля в СМИ появилась информация о проводимой департаментом труда и социальной защиты (далее – департамент) массовой кампании по выявлению «неблагополучных семей» в гор. Москве. К сожалению, эта новость оказалась не шуткой. Весь город до сих пор завешан плакатами, призывающими доносить сотрудникам департамента на «неблагополучные семьи». При этом критерии «семейного неблагополучия», как следует из нормативных документов департамента, настолько размыты, что позволяют признать неблагополучной почти любую семью.
Подпишите обращение к мэру Москвы и главе департамента с требованием остановить массовую кампанию против московских семей!
Глава департамента труда социальной защиты населения города Москвы В. А. Петросян так описывает цели и характер проходящей кампании: «Есть [неблагополучные] семьи, о которых мы не знаем, именно поэтому сейчас начали массовую работу по выявлению таких семей. Еслираньше это носило заявительный характер — кто-то нам заявлял и мы после этого выходили в семью и выявляли семейное неблагополучие,то сейчасмы в массовом порядке выявляем такие семьи через московскую общественность.Мы проводим встречи в каждом районе города Москвы с участием старших по подъезду, старших по домам, чтобы они нам подсказали, где точки семейного неблагополучия или дети, которые находятся в социально опасном положении».
Официальный сайт департамента вторит ему:
«В настоящее время большое внимание уделяется проблеме выявления фактов семейного неблагополучия. В Москве создана система органов и учреждений профилактики, оказания социальной и психологической помощи детям и семьям. В то же время не всегда вовремя удается узнавать о таких случаях. Для своевременного выявленияи быстрого реагирования на сигналы детского и семейного неблагополучия специалистам соцзащиты требуется помощь старших подому, общественных советников, сотрудников пунктов охраны общественного порядка, полиции, атакже соседей, то есть тех, кто первыми узнает о критической ситуации в семье, кто неможет не заметить негативных проявлений со стороны проживающих рядом людей.
В течение одного часа к месту проживания ребенка приедет психолог центра поддержки семьи и детства, специалисты опеки, подразделения по делам несовершеннолетних. Онипосмотрят, вкаких условиях живет ребенок и чем можно помочь семье, какую социальную поддержку оказать».
Чиновники департамента собирают информацию о семьях с детьми, привлекают к этому «старших по дому», «общественных советников», соседей, поощряют доносы. А как же наше право на «личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23 Конституции РФ)? А как же признанный российскими законами принцип презумпции добросовестности родителей и соответствия их решений наилучшим интересам ребенка?
Между прочим, проверку условий жизни ребенка по закону (ст. 121 и 122 Семейного кодекса РФ) могут осуществлять только сотрудники органов опеки, а никак не соцработники, причем только когда им сообщается о факте утраты ребенком родительского попечения, а не о чьих-то подозрениях или «негативных проявлениях состороны проживающих рядом людей».
Оправдывая свои действия, чиновники департамента ссылаются на жуткие случаи «детей-маугли», насилия над детьми и т.п. Но для борьбы с преступлениями существует полиция, а заведомо ложные сообщения в полицию о преступлениях влекут уголовную ответственность. Департамент социальной защиты расследовать преступления не вправе, у его сотрудников для этого нет ни квалификации, ни полномочий, ни ресурсов. Кстати, и ответственности за сообщение ложной информации по рекламируемому департаментом «телефону доверия» не предусмотрено.
Таким образом, действия сотрудников департамента касаются только тех случаев, когда нет оснований подозревать родителей в совершении ими преступления против детей (иначе действовала бы уже полиция). И на каких же основаниях сотрудники департамента собирают сведения о семьях с детьми, опрашивая «старших» по дому и подъезду, побуждая соседей стучать друг на друга? На каких основаниях они приходят в квартиры? Ознакомьтесь с опубликованными департаментом нормативными документами, и Вы поймете, почему мы считаем начавшуюся кампанию оскорбительной и почему в начале письма мы дважды написали в кавычках выражение «неблагополучные семьи»!
В «Сборнике нормативных документов города Москвы по организации работы с семьями и детьми в учреждениях социального обслуживания», изданном департаментом социальной защиты населения в 2014 году, признаками семейного неблагополучия названы «трудное материальное положение, бедность», «жилищные проблемы», «конфликтная ситуация в семье» (с. 115-116), а также такие нечеткие и расплывчатые понятия как «вербальная агрессия» родителей против детей и «наличие неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий в доме» (с. 118-119).
Живете бедно и в тесноте? Работники департамента уже идут к вам. Ругаете ребенка? Вы – вербальный агрессор, но чиновники научат Вас Ваших детей любить. У Вас в семье проблемный подросток, который конфликтует с родителями или братьями-сестрами? Скоро Вы будете вспоминать с тоской те времена, когда это казалось Вам большой проблемой. Может быть, Вы многодетная мать (или даже – страшно сказать! – беременны), и у Вас не хватает времени и сил часто мыть пол, а муж с утра до вечера на работе? Теперь чиновник будет решать, удовлетворяют ли его санитарно-гигиенические условия в Вашем доме.
Вот еще некоторые из признаков неблагополучия на странице 174: «используются деструктивные методы воспитания»(как чиновник будет решать, конструктивно или деструктивно Вы воспитываете своих детей?); «не все дети в семье получают одинаковую поддержку и внимание со стороны родителей»(чиновники собираются стоять над многодетными родителями с секундомером?); «Дети могут носить одежду, использовать вещи, которые ранее использовались другими детьми»(авторы этой методички вообще в курсе, что первые годы жизни ребенок вырастает из одежды быстрее, чем снашивает ее, а коляски и детские автокресла могут сохранять функциональность и внешний вид даже после того, как из них последовательно выросли несколько детей?); «нарушение режима дня ребенка»(вы удивлены, что чиновник берется оценить нужный Вашему ребенку режим дня?
В целом, к числу факторов «неблагополучия» отнесены многодетность, воспитание ребенка в неполной семье, «неблагоприятный для развития ребенка психологический микроклимат» (!) и малообеспеченность (с. 174).
А как Вам такой параметр оценки семьи: «соответствие одежды [ребенка] возрасту, полу, культуре, религии» (с. 137)?). «Протестные реакции» со стороны ребенка в детском саду (с. 166) или школе (с. 168) также могут привести к вам на порог социальных работников.
Другие параметры, по которым чиновники оценивают степень «благополучия» наших семей, может быть, менее анекдотические, но уж точно не менее страшные на практике: «сделаны ли прививки?» (с. 137), «что делается для развития способностей ребенка, обеспечения его доступа к играм, кружкам, спорту, дополнительному обучению (указать какие внешкольные учреждения посещает ребенок)», «Наличие у ребенка: отдельной комнаты, кровати, места для игр, занятий», «Доход (достаточен или нет, как это влияет на ребенка, обеспечен ли ребенок всем необходимым (хватает ли одежды, обуви, мягкого инвентаря, игрушек, школьно-письменных принадлежностей, оплата специализированных кружков, школ, другие расходы)» (с. 138).
Чиновники департамента, кажется, забыли, что кружки и спортивные секции, тем более платные, потому и относятся к дополнительному образованию, что посещение их ребенком не относится к понятию «необходимого» и родители не обязаны записывать туда своих детей.
И, что особенно бросается в глаза, чиновники забыли, что федеральными законами «Об основах охраны здоровья граждан», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и другими предусмотрен принцип добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство или отказа от него, и что отказ делать ребенку прививки является правом родителей и не может служить основанием для вмешательства в семейную жизнь.
Реклама доносов на семьи соседей, вмешательство в семейную жизнь на расплывчатых основаниях – безнравственны и оскорбительны для всех семей и родителей города Москвы!
Подпишите обращение к мэру Москвы и главе департамента труда и социальной защиты населения, потребуйте от них извиниться за вторжение в жизнь московских семей и прекратить эту оскорбительную, аморальную и противозаконную кампанию!
Когда Вы ставите свою подпись, Вы тем самым отправляете электронные письма с текстом обращения В. А. Петросяну и С. С. Собянину.