Эксперт РВС: ювенальный проект — одна из причин пермской трагедии

12-летний эксперимент по реализации в Пермском крае ювенального проекта стал одной из причин трагедии, произошедшей в школе № 127, заявил эксперт «Родительского Всероссийского Сопротивления» (РВС) Алексей Мазуров 22 января в интервью телеканалу «РБК-Пермь».

Председатель Пермского краевого отделения РВС напомнил, что ювенальная система в крае выстраивается уже более 12 лет, эксперимент был начат еще в 2005 году. Эта система состоит из ювенальной юстиции, как правосудия для несовершеннолетних, и системы вмешательства в дела семьи. Пермские власти отрицают то, что в крае реализуется не только первая часть проекта, но и вторая, которая отвечает за построение системы вмешательства в дела семьи. Однако Мазуров подчеркнул, что данный проект невозможно реализовывать по частям.

«Самый яркий пример — практически все страны Европы, в особенности Норвегия, Финляндия и, безусловно, Германия. Этот проект реализуется там везде. Можно однозначно констатировать, что он не только провалился, не решил тех проблем, ради которых он реализовывался, но и насоздавал новых», — сказал Мазуров, отвечая на вопрос ведущего о сути ювенальной системы.

Представитель РВС сообщил, что в Перми реализованы такие элементы ювенальной системы, как правосудие для несовершеннолетних и межведомственное взаимодействие. Он отметил, что существование последнего ставит большие вопросы по поводу того — нужно ли оно в том виде, в котором существует. Также в Пермском крае создана система вмешательства в дела семьи, в состав которой входят, в том числе, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), территориальные управления минсоцразвития и другие структуры.

«Это можно назвать одним словом — соцслужбы. В работу соцслужб внедряются ювенальные технологии. «Ювенальные» означает — ориентированные на детей и конкретно на права детей, приоритет прав детей», — пояснил представитель одной из крупнейших родительских организаций.

Активист указал на то, что сегодня в России почему-то вдруг стало нельзя оставлять несовершеннолетних с их родными бабушками и дедушками, стало нельзя отправить детей на каникулы к ним. Соцслужбы начали считать, что если ребенок не находится 24 часа в сутки с законным представителем, то его нужно срочно изъять. Мазуров отметил — для русского человека все это звучит дико, но все это сегодня имеет место, ювенальная система именно так и работает.

Когда ведущий спросил представителя РВС о том, в чем он видит провал ювенальной системы, касаемо трагедии в школе № 127, Алексей Мазуров напомнил — уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова ранее озвучила информацию, согласно которой родители одного из подростков обращались в КДН с жалобой на то, что они не справляются с ним.

«Комиссия по делам несовершеннолетних вместо того, чтобы помочь родителям — а у нее все инструменты для этого есть — она просто их оштрафовала. Именно так работает ювенальная система. И по-другому она работать не может. А работа КДНиЗП у нас в крае на протяжении многих, многих лет выстраивалась в связи с построением ювенального проекта», — сказал эксперт.

Ведущий Антон Шибанов напомнил — пермский уполномоченный по правам ребенка Светлана Денисова ранее, говоря о пермской трагедии, высказалась о прорехах в законодательстве и о проблемах взаимодействии между структурами. Он спросил у общественника о том, удастся ли закрыть прорехи теми методами, которые предлагает Денисова.

«Альберт Энштейн произнес такую фразу, по крайней мере, ее ему приписывают: «Точное повторение одного и того же действия. Раз за разом. В надежде на изменение. Это и есть безумие». Светлана Денисова — я ее программу видел — она идет по тому же самому пути. Т. е. предлагается все больше ужесточать, контролировать, мониторить и прочее. Я называю это «битье по хвостам» — вместо того, чтобы искать реальные причины возникновения таких ситуаций», — сказал член РВС.

Говоря о рецептах предотвращения ситуаций, подобных случаю в школе № 127, Алексей Мазуров заявил, что, во-первых, — необходимо срочно возвращать школе функцию воспитания, а во-вторых, — необходимо пересматривать работу с благополучными семьями и уводить ее за рамки ювенальной модели, иначе российское общество будет вновь и вновь сталкиваться с подобными трагическими инцидентами. Он отметил, что нельзя лезть в дела семьи, если она благополучная.

«Светлана Денисова фактически сказала, что нам не хватает критериев — 12 лет развиваем, а критериев все не хватает — для того, чтобы влезать в семью. Не надо лезть в семью, если не хватает критериев. Надо реально заниматься теми неблагополучными семьями, которые есть», — сказал Мазуров.

Отвечая на вопрос ведущего о том, что такие неблагополучные семьи еще нужно выявить, эксперт РВС заявил, что ювенальный «выявительный» подход на самом деле не помогает. Он пояснил, что нужно работать с причинами возникающих проблем, менять среду, в которой находятся семьи, а не лезть в них.

«Семья — это базовый социальный институт (ячейка общества). Когда среда вокруг нее организована нормально, то и семья нормальная, и таких ситуаций не возникает», — подытожил общественник.

По мнению председателя Пермского отделения РВС, эксперимент по созданию ювенальной системы в Пермском крае окончился неудачей, и сегодня власти необходимо просто признать этот факт.

Напомним, ранее в ИА REGNUM Алексей Мазуров разместил статью, в которой пермский инцидент в школе № 127 он назвал показателем провала ювенального эксперимента. Общественник указал на то, что через 12 лет после начала реализации проекта Пермский край вышел в лидеры по показателю детской преступности — в 2016 году он занял третье место (в списке из 85 регионов страны). Также Мазуров указал на провал конкретной КДНиЗП, напомнив, что работа комиссий все последние годы выстраивалась в соответствии с реализацией ювенальной модели. По его мнению, существуя в рамках данной модели, КДНиЗП просто не могут работать по-другому.

РВС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *