А сирот стало больше
(Тверская 13 (Москва), 08.06.2010)
Автор — Владимир Алексеевич
В последние годы внедряются различные виды практики работы с неблагополучными семьями, появились службы помощи и центры для несовершеннолетних, государство тратит огромные средства на поддержку сирот, на достойное обеспечение детских домов и интернатов. А сирот меньше не становится. Почему и что нужно делать, чтобы кардинально исправить ситуацию? Об этом в интервью председателя правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марины Гордеевой
— Марина Владимировна, возглавляемый вами фонд был учрежден в 2008 году. Зачем он понадобился, ведь в стране и так множество подобных организаций?
— Идеологической предпосылкой такого решения тогдашнего президента России Владимира Путина стало понимание необходимости государственного перехода от политики ликвидации последствий к политике предупреждения причин, в результате которых ребенок попадает в трудную жизненную ситуацию. Речь идет о комплексе именно профилактических мер, направленных на сокращение социального сиротства, организацию новых системных подходов в решении вопросов детского неблагополучия.
В настоящее время этой проблематикой занимается не одно ведомство: Министерство здравоохранения и социального развития, Минобразования, МВД, правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав… Совершенно очевидно, что создать какую-то одну структуру федерального уровня, которая бы занималась этой темой, невозможно. Ведь в каждом регионе, в каждом районе, городе, поселке существуют свои особенности, причины и предпосылки возникновения детского неблагополучия. Значит, и способы решения этих вопросов должны основываться с учетом местных особенностей. А задача нашего фонда — развивать межведомственную координацию усилий как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, поддерживать и распространять удачные и социально значимые виды практики работы по предупреждению сиротства.
Помощь подарками, игрушками, денежными средствами детским домам и интернатам важна и нужна, но важнее дать возможность ребенку жить и воспитываться в семье. Просто потому, что только так ребенок может органично войти в социум, во взрослую жизнь со всеми ее трудностями и сложностями.
— Каковы основные направления деятельности фонда?
— Их три, но одно из них основное. Это профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, а также устройство детей-сирот в семью. В России при увеличении рождаемости количество сирот не уменьшается, а растет. И явление это имеет социальный характер, поскольку дети приобретают этот статус при живых родителях по решению суда. Лишение родительских прав — крайняя мера. К сожалению, у нас этот метод приобрел системный характер. Но никто при этом не задумывается, с чего все это в семье началось? В конечном счете крайним оказывается ребенок. У каждой семьи есть свои проблемы и трудности. Одни могут с ними справиться, другие нет — в силу разных причин. Вот тут-то и должна приходить помощь со стороны, чуткая и квалифицированная помощь. Ведь если у вас что-то заболит, то вы знаете, что надо идти в поликлинику, к доктору. А если в семье проблемы? Оглянуться — так и податься некуда, кроме родных, друзей или знакомых. Да еще и менталитет у нас такой — сор из избы как бы выносить неприлично. Но мир и общество, отношения внутри семьи меняются, а значение ее как ячейки общества не уменьшается, напротив — растет. Поэтому, повторюсь, главное для нас — это приложить максимум усилий, чтобы ребенок остался в родной семье или жил и рос, пусть даже с приемными, но с родителями.
— Вы упомянули о трех главных векторах деятельности фонда…
— Еще мы занимаемся вопросами социальной поддержки семей с детьми-инвалидами и социальной реабилитацией детей, находящихся в конфликте с законом. По каждому из этих направлений идет интенсивная и интересная работа. Разрабатываются конкретные программы и проекты как самим фондом, так и учреждениями, организациями, органами власти российских субъектов. Если сравнить с предыдущим годом, то число регионов, участвующих в наших программах и проектах, в текущем году возросло в два раза. Количество программ, реализуемых в регионах России по направлениям деятельности фонда, тоже выросло в два раза. И финансирование фондом региональных программ также удвоилось. В прошлом году на региональные программы фонд выделил без малого 474 миллиона рублей, в текущем планируется более 910 миллионов. Но отмечу, что мы направляем деньги на те или иные нужды, тут работает схема софинансирования. Регион предлагает свой вариант реализации программы фонда — например, программы «Право ребенка на семью»: описывает ситуацию в своем регионе с сиротством, предлагает конкретные способы профилактики, обосновывает финансовую составляющую. Мы рассматриваем и анализируем эту программу на предмет соответствия ее целям и задачам фонда с учетом достижения конкретных результатов в ходе ее реализации. Программа проходит конкурсный отбор путем выставления рейтинговых баллов. Чем выше этот показатель (он выставляется по специальной методике), тем больше шансов у программы получить нашу поддержку. Треть «стоимости» программы берет на себя фонд, остальное — региональные участники. Тем самым мы стимулируем новые идеи и подходы, поддерживаем самую эффективную практику работы с семьями и детьми.