Гендерные трансформации нуклеарной модели семьи
Лесбийские и геевские партнерства
Шарыгина А.Б.
Сначала в заявленной теме докладчица предполагала говорить о современных моделях семейных отношений и тенденциях развития моделей семьи. Мы изучили материалы, проконсультировались с организаторками мероприятия, и пришли к выводу, что следует говорить о том, что мы искренне считаем важным, и освещать ту тему, которую не каждый/каждая докладчик/докладчица решится обозначить. Именно поэтому часть своего доклада мы решили посвятить специфическим вопросам, которые возникают в гомосексуальных партнерствах.
Когда нам выпадает честь участвовать в гендерных конференциях, как ни на каких других мероприятиях, у нас складывается ощущение, что большинство присутствующих живет в каком-то другом мире – в мире гендерного равенства и братства, или, как минимум, всеобщего стремления к нему. В силу своей профессии и общественной деятельности, нам доводится взаимодействовать с большим количеством «среднестатистических» людей этой страны. Большинство этих людей не имеет ни малейшего представления об элементарных гендерных понятиях. А до их осознания и того дальше.
Возможно, потому докладчица считает мероприятия, которые, в частности, организовывает и проводит Гендерный Центр «КРОНА» – источником вдохновения и толчком для дальнейшего полета мысли. Именно поэтому нам кажется очень важным, что есть место встречи теоретиков и практиков, ученых и общественных активистов/ок.
Есть и третья сторона этих процессов – аппарат государства, отражающий, как правило, представления «большинства». И также важно создавать возможности для трехстороннего взаимодействия, в ходе которого все участники/цы могут осознать взаимозависимость формального, научного и популярного ракурсов проблемы гендерного равенства.
Современные модели семьи
Цель нашего доклада – не просто осветить тему. Материал, предлагаемый Вашему вниманию, можно отыскать с небольшими трудозатратами. Мы хотим проявить тему несоответствия законодательства реалиям семейных отношений – во-первых.
И, во-вторых, хотим обратить Ваше внимание на тематику гомосексуальных партнерств, делая, таким образом, вклад в создание научного, общественного и формального дискурса по этой теме.
И.С. Кон в своих трудах отмечает тенденцию к изменению ценности брака (института семьи), говоря, что на второй план уходит количественный критерий – «сколько лет мы вместе?». Все большую значимость, вместе с тем, приобретает качественный критерий «как хорошо нам вместе?».
Семейные ценности пересматривались ранее и до сих пор претерпевают изменения. И пусть пока это не имеет отражения в законодательстве, становится невозможным отрицать наличие разнообразных моделей семьи, а именно:
Гражданский брак / гражданская семья.
Понятие возникло в 16 веке в Нидерландах, в связи с тем, что церковь отказывалась венчать представителей различных религиозных конфессий, а такие брачные союзы возникали все чаще. Их регистрировали соответствующие государственные органы. Так возник институт гражданского брака (как светского, нецерковного).
В Украине, да, и на всем постсоветском пространстве, термин «гражданский брак» образовался после послабления требований к «моральности советского гражданина/гражданки». В тот период (примерно 90-е годы прошлого века) гражданским бракомстали называть отношения семейного типа, не зарегистрированные ни органами светской власти, ни церковью. То есть, если два человека – точнее, мужчина и женщина – стали жить в одном пространстве и делить хозяйство – это называли гражданским браком. В таком партнерстве нередко рожали и воспитывали детей.
После утверждения нового семейного кодекса Украины в 2002 году разошелся слух о том, что гражданское партнерство, в случае незарегистрированного совместного проживания более 2 лет, «приравняют» перед законом к зарегистрированному браку.
Правда заключается в том, что семейный кодекс разделяет два понятия «семья» и «брак», однако, незарегистрированные соответствующим образом партнерства не могут рассчитывать на какие бы то ни было законные права и обязанности относительно друг друга и государства.
Кроме того, для нашего общества до сих пор актуален вопрос: гражданский союз – это уважение личной свободы или «пробы пера»…
Гостевой брак.
Это зарегистрированный брак между мужчиной и женщиной, однако, при этом супруги не ведут общего хозяйства и не ведут совместного быта. Такие партнеры чаще всего проживают порознь.
Сезонный брак.
Брак, заключенный на определенное время, по окончании которого он считается автоматически расторгнутым. В одном из источников докладчица прочла, что это по-тому, что такие супруги считают, что из отношений люди вырастают, как дети из одежды. Мы предполагаем, что такой тип брака иногда носит фиктивный характер и используется по аналогии со срочным трудовым договором – для достижения каких-то целей одним из супругов, или обоими.
Коммунальная семья.
От слова «коммуна» – семья, в которой могут участвовать несколько мужчин и несколько женщин. Участие реализовывается на всех уровнях – от ведения хозяйства до воспитания детей.
Некоторые источники называют такие отношения «шведской семьей». Мы спрашивали у представительниц Швеции, от чего такой термин. Они были очень удивлены, что вообще существует семья в таком виде, и, уж конечно, не смогли объяснить, почему такой тип отношений приписывают гражданам/гражданкам Швеции.
Открытый брак.
Супруги, как правило, имеют совместное хозяйство и проживают вместе, однако, до пускают наличие любовных связей и увлечений параллельно. Такие связи могут быть разного уровня близости – от флирта каждого из супругов до совместного группового секса.
Бинуклеарная семья.
Такое название имеют семьи, где есть ребенок (дети), однако партнеры при этом со стоят в разводе. Такая семья строится на разделении супружеской и родительской функции. Разводом партнеры разрывают брак, но не семью, и развод супругов в таком случае не становится разводом родителей с детьми.
Эти семьи базируются на понимании, что ребенок вправе рассчитывать не на конкретный тип семейной структуры, но на такую семью, которая удовлетворит его потребности в любви, заботе, уюте…
Семья / брак чайлд-фри.
Это идентификация пар, осознанно выбирающих «свободу от детей». В западном мире довольно многочисленное движение. На территории бывшего СССР пока видимы толь ко виртуальные сообщества таких людей.
Однополые семьи.
Союз партнеров одного биологического пола. Такие семьи могут включать детей одного из партнеров/партнерш или условно совместных детей. Такие семьи, как правило, строятся на принципах, идентичных принципам мононуклеарной семьи. Ниже мы остановимся на особенностях и специфических проблемах гомосексуальных партнерств.
Перед этим позвольте добавить, что расшатывание гендерных стереотипов неизбежно приводит к изменению и других пониманий, связанных с традиционными гендерными ролями в семье. Например, женщина = мать, хозяйка, кухарка, прачка, уборщица, содержанка и т. д.; мужчина = отец, исполнитель тяжелой работы, грузчик, денежный мешок, ответственный за содержание иждивенцев и т. д. Расшатываются стереотипные понимания «правильных» обязанностей матери и отца, что «должен» делать мужчина «в доме», а что «должна» женщина. Возможно, многое из того, что происходит, люди не готовы выявлять, отслеживать, рефлексировать, но они чувствуют, что это про исходит – подтверждением тому может служить статистика по длительности браков, количеству браков и разводов и уровень рождаемости в Украине. Именно из этих цифр становится очевидным, что наше общество переживает кризис мононуклеарной модели семьи.
Специфичесике вопросы и проблемы лесбийских и гейских партнерств
В данном докладе мы не хотели бы классифицировать эти проблемы и излишне теоретизировать их. Наша задача сейчас – обозначить актуальные темы, создав тем самым повод для обсуждения.
1. Оторванность от рода.
Для подавляющего большинства людей семья – это не только партнеры и дети, но и родители партнеров и, возможно старшие поколения, и следующие ветви родства. Для многих геев и лесбиянок в связи с этим в большей или меньшей степени остро стоит вопрос так называемого каминг-аута (выхода из подполья) относительно родителей. Многим молодым людям родители задают вопрос о сроках создания семьи и рождения детей. И все бы ничего, но нужно как-то реагировать на комментарии типа: «что ж у тебя не складывается с противоположным полом…» или «когда ты мне уже подаришь внуков?». Если молодой человек решает не говорить – отшучивается, лжет или агрессивно запрещает задавать подобные вопросы – это становится его внутренней проблемой. Если человек решается открыться перед родителями, то родители (а иногда и другие родственники) тяжело переживают ломку стереотипов, к которой, скорее всего, не были готовы.
Это можно было бы считать частной проблемой меньшинства, если бы не увеличивающееся число трагичных разрешений ситуации – суициды, отлучения от семей, насилие в семьях и тому подобные негативные явления. Но люди, вовлеченные в этот процесс – гомосексуалы и их родители (родственники) не могут рассчитывать на адекватную помощь – психологи, социологи, доктора – в подавляющем большинстве – носители гомофобной позиции, а услышать осуждение от специалиста/ки – под час невыносимое усиление ощущения собственного бессилия и/или безнадежности.
2. Рождение / усыновление (удочерение) детей.
Если гомосексуальный человек не «залетел», в смысле незапланированного зачатия ребенка, в период отроческих сексуальных экспериментов, то его/ее шансы на осознанное рождение ребенка в зрелом возрасте невелики.
Я не являюсь, как Вы понимаете, специалисткой в области гинекологии, пренатальной медицины или других наук, связанных с рождением ребенка. Но я много общаюсь с гомосексуальными женщинами, и они обсуждают со мной эти вопросы. От них я знаю, что родить ребенка можно в результате нескольких вариантов действий, а именно:
I. «Перетерпеть» секс с гетеросексуальным мужчиной.
II. Воспользоваться спермой знакомого мужчины (чаще всего, гея) для того, чтобы
в домашних условиях произвести оплодотворение.
III. Воспользоваться услугами профессиональных докторов в специализированных
центрах.
Последний вариант в большинстве случаев не рассматривается из-за высокой стоимости процедуры. Второй случай считается оптимальным, однако, тоже требует определенных трудозатрат – проверки донора спермы, консультации докторов, анализы и прочее.
И совсем табуирована тема усыновления / удочерения детей гомосексуальными семья ми. Что уж говорить об этом в Украине, если во многих западных государствах, которые допускают регистрацию однополых партнерств, нет такой возможности…
Вопрос из зала: а что, в гомосексуальных семьях дети вырастают гомосексуалами? Ответ: многочисленные исследования подтверждают, что дети, воспитанные в гомосексуальных семьях отличаются от детей, воспитанных в гетеросексуальных семьях только толерантностью к ДРУГИМ людям. В плане сексуальной ориентации детей не выявлено корреляции с сексуальной ориентацией родителей.
Есть много социальных материалов на эту тему, вот, например, такой:
3. Невидимость относительно закона влечет незащищенность гомосексуальных семей. Это проявляется в различных ситуациях. Например, многодетные семьи. Примерно год назад нам довелось познакомиться с лесбийской парой, которая воспитывает четверых детей. Это многодетная семья? Но они не зарегистрированы, потому семьей не считаются. Потому живут сами и обеспечивают детей на свою учительскую и врачебную зарплату.
Вопрос из зала: …а откуда???..
Ответ: дети у девушек от предыдущих браков – разошлись они с мужьями и решили жить вместе. Но у нас же так принято – за детей в случае развода с супругом ответственность несет мать.
Факт в том, что государство не дает себе труда вообще хоть как-то отнестись к явлению многодетной гомосексуальной семьи. Сюжет на центральных телевизионных каналах, кроме репрессий по месту работы и неприятностей с родней, женщинам ничего не принес.
Другая история: живет пара 7-8 лет. За это время «обросла» совместным бытом, хозяйством. Возможно, если повезло, недвижимым и движимым имуществом. Если это – гетеросексуальная пара, то они имели возможность зарегистрировать брак, и, в случае болезненной процедуры развода, могут рассчитывать на то, что ответственность за этот процесс разделит с ними государство. Гомосексуальные пары рассчитывать на это не могут – увы. В Украине не регистрируют гомосексуальные браки, «значит» их нет, значит и проблемы такой «нет»!
4. Собственная идентичность как проблема.
В первом пункте мы упоминали об открытости для родителей (родственников). Теперь речь пойдет об открытости для остальных людей. Зачем? Спросите Вы. Я тоже думаю, что совсем не обязательно открывать свои сексуальные предпочтения на работе.
А если речь вести о семье? Разве у Вас нет коллег по работе, с которыми Вы можете осудить семейные дела? Или Вы уходите из кабинета для того, чтобы поговорить по телефону со своим партнером/партнершей? Может, Вы не берете своего/ю партнера/партнершу на корпоративные вечеринки, ссылаясь на то, что у Вас его/ее якобы нет?
Нет? Ну, тогда остается предположить, что Вы выдаете своего партнера за партнершу или наоборот. Всем этим занимаются геи и лесбиянки для того, чтобы оставаться в безопасности – по сути «в шкафу».
Но работа – это такая сфера, где можно оставаться в тени какое-то время. Ибо эта сфера не связана прямо с теми самыми отношениями, которые «надо» скрывать. Но, например, другая ситуация: гомосексуальная пара воспитывает ребенка. В детском саду или школе может участвовать в мероприятиях и обсуждении вопросов только биологический родитель, а второй партнер/партнерша вынуждены оставаться в стороне. Если же гомосексуальная/ый мать/отец ведут активную социальную деятельность – есть риск, что ребенок будет насильно вовлечет в активизм родителя. Один из самых ярких примеров такой ситуации мы узнали, когда пригласили провести семинар канадскую священницу – активистку ЛГБТ-движения Дайен Фишер. Она с супругой воспитывает дочь уже 16 лет. На вопрос, как же она решает проблемы с собственной публичностью в учебных заведениях, где учится ее дочь, преподобная Дайен ответила: «Мы меняли школы до тех пор, пока не попали в толерантную среду». В Канаде, возможно, это действительно решение проблемы, но в Украине…
Упомянутые нами специфические вопросы гомосексуальных партнерств не существуют отдельно от проблем, неизбежно возникающих при построении и развитии семейных отношений любой пары, вне зависимости от сексуальной ориентации – внутриличностные проблемы, проблемы отношений, бытовые вопросы.
Но до тех пор, пока кто-то считает, что таких пар нет, такие семейные отношения не возможны, у гомосексуальных людей нет шансов получить поддержку и нет надежды на изменение ситуации.