Критика проекта закона № 8507 об электронных документах
Общественность Украины активно выступила против закона № 8507 об электронных документах, удостоверяющих личность (автор – нар.деп. от Партии Регионов В. Коновалюк), а также против документов с биометрией. Как мы знаем, закон отклонен Верховной Радой Украины 09.02.2012 г.
Но не надо спешить с выводами.
Законодатель не отчаивается. Еще 18.01.2012 г. в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект № 9732 «Об идентификации человека путем дактилоскопии» (автор – нар.деп. от БЮТ-«Батьківщина» О.И. Тищенко).
Данный проект предусматривает обязательный сбор данных дактилоскопии у определенных категорий лиц. Есть и добровольная дактилоскопия, но упор сделан все-таки на обязательность сдачи своих «пальчиков».
Кроме того, согласно ст. 8 проекта: если невозможно получить отпечатки всех пальцев рук, «проводится дактилоскопия ладоней рук, губ, ступней ног или пальцев ног по выбору лица, в отношении которого проводится дактилоскопия».
Конкретный перечень лиц, к которым обязательно будет применяться дактилоскопия, размещен в ст. 6 законопроекта. Согласно пунктам 3 и 4 статьи 6 проекта данные дактилоскопии должны быть взяты у лиц, которые «по состоянию здоровья или по возрасту не в состоянии сообщить личные данные», а также у лиц, «для которых установить личные данные другим способом невозможно».
Проблема в том, что под действие таких «обтекаемых» формулировок правовых норм подпадают все без исключения законопослушные граждане Украины (о «незаконопослушных» отдельно говорится в пунктах 6 и 8 статьи 6 законопроекта).
Это означает, что и дети, и взрослые, и старики обязаны будут сдавать свои «пальчики» в электронный реестр соответствующих органов государственной власти.
Поскольку автор проекта опирается на Закон Украины «О милиции», а также на Уголовно-процессуальный кодекс Украины, вероятнее всего, ответственным за реестр данных дактилоскопии будет МВД Украины.
Тот факт, что среди лиц, обязанных сдавать свои «пальчики», значатся «иностранцы, незаконно пересекшие границу», говорит о том, что у лиц данной категории отпечатки пальцев будут снимать пограничники.
В свою очередь, Администрация Государственной пограничной службы Украины является одним из субъектов формирования базы данных ДІС (как и МВД).
Следовательно, данные дактилоскопии заведомо предназначены для внесения в базу данных ДІС. Ту самую, о которой Президент в Предложениях по закону № 8507 писал, что «На порушення цих конституційних гарантій Законом, що надійшов на підпис, передбачено створення Державної інформаційної системи реєстраційного обліку фізичних осіб та їх документування (ДІС), до якої вноситиметься значний обсяг інформації про особу, в тому числі додаткові біометричні дані».
И далее по тексту:
«Таким чином:
запроваджується збирання, зберігання інформації про особу, а можливо, і використання цієї інформації без згоди особи на підставі підзаконного акта, а не закону, як того вимагає Конституція України;
створюється механізм контролю, а отже, і можливість втручання держави в особисте життя громадян, що заборонено Конституцією України.
Зазначене не відповідає наведеним нормам частин першої та другої статті 32 Основного Закону держави та порушує частину другу статті 22 Конституції України, за якою конституційні права і свободи гарантуються і не можуть бути скасовані».
ДІС изначально строилась с учетом принципа возможности взаимодействия с базами данных других информационных систем, в том числе иностранных.
Таким образом, на сегодня доступ к базе данных ДІС имеют, как минимум:
— государства-члены Совета Европы (после ратификации Конвенции Совета Европы от 28.01.1981 г. «О защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных»);
— органы государственной власти Украины.
Необходимо отметить следующее. Согласно проекту «Об идентификации лиц путем дактилоскопии»:
1) дактилоскопическая информация заносится в дактилоскопические карточки, которые сохраняются как в бумажном виде, так и в файлах компьютеров (ст. 10);
2) дактилоскопические карточки вносятся в единый дактилоскопический реестр, который ведется не только для осуществления идентификации физ. лиц, но и для объективного установления факта причастности или непричастности лиц к совершению преступлений (ст. 11);
3) в ст. 13 проекта указано, что использование дактилоскопической информации осуществляется «с целью раскрытия, расследования, предупреждения преступлений».
Значит, появляется законная возможность «закрывать» неугодных людей в вышеуказанных целях. Достаточно будет оставить на месте преступления отпечатки пальцев нужного человека, взятые из единого дактилоскопического реестра.
А дактилоскопия, как известно, не ошибается. И по данным все того же реестра моментально «выявить» владельца найденных отпечатков. Со всеми вытекающими для него последствиями (предусмотренными Уголовно-процессуальным кодексом Украины).