Не бойтесь держаться правды!
В день именин Святейшего Патриарха Кирилла «Татьянин День» присоединяется к многочисленным поздравлениям Предстоятелю нашей Церкви и публикует отрывки из его проповедей и выступлений, произнесённых со дня интронизации.
Нам предстоит многие и нелегкие труды совершить. И сейчас я вспоминаю священные заветы первого и пятнадцатого Патриархов. «Доброе дело — украшать и воздвигать церкви, — писал святитель Патриарх Иов, — но если в то же время мы будем осквернять себя страстями, то Бог не пощадит ни нас, ни наших церквей». «Восстанет, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новая Русь — Русь, давшая миру многих подвижников веры и благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь святая». Дай Бог, чтобы эти вдохновенные слова Святейшего Патриарха Алексия II стали пророческими.
Из речи на интронизации, 1 февраля 2009 г.
Как ересь можно отличить от допустимого в Церкви разномыслия? Как отличить еретика от ревностного православного христианина, желающего защищать и хранить чистоту своей веры? Есть только один способ. Всякая ересь порождает раскол, а где раскол, там нет любви. Это мы хорошо знаем из нашей жизни. Семья распадается: супруги расходятся, дети отворачиваются от родителей тогда, когда из семьи исчезает любовь. И какие бы добрые, хорошие слова один из супругов ни произносил, там, где нет любви — нет чистоты отношений и нет единства. То же самое происходит и в Церкви. Если мы встречаемся с человеком, который утверждает, что борется за чистоту Православия, но в его глазах опасный огонь гнева, ему везде чудятся еретики, он готов идти на бой и на разделение Церкви, он готов поколебать основы церковного бытия, якобы защищая Православие; когда в человеке, возглавляющем еретическое учение, мы не находим любви, а находим только гнев, то это первый признак того, что это волк в овечьей шкуре — подобно Арию, Несторию и многим другим, которые горячо проповедовали, не имея любви в сердце, и были готовы ради своей правоты идти на разделение церковной жизни.
Единство там, где любовь, а где любовь — там и Бог. И если кому-то приходит в голову мысль сказать нечто о вероучении, что расходится с традицией Святых Отцов, Вселенских и благочестивых Соборов, то такой человек многажды должен подумать, для чего, во имя каких целей, он предлагает то или иное новшество. Если из уст такого человека мы слышим потоки брани, порой даже грязи, которые обрушиваются на Церковь и ее служителей, если мы слышим горячие призывы к борьбе, к разделению, к спасению Православия даже до смерти, когда мы слышим такой возглас и такой лозунг: «Православие или смерть» — нужно опасаться этих проповедников.
Из проповеди в неделю Торжества Православия, 8 марта
Замечательная статистика в Туле и во многих других епархиях. Но как было бы здорово, если бы статистический лист, который мне подготовили, сопровождался вот такими цифрами: за последнее время в городе Туле количество разводов сократилось на столько-то процентов, абортов — настолько-то процентов, криминал упал на столько-то процентов; коррупция сократилась, экологических проблем не существует! Вот по каким показателям мы должны оценивать деятельность Церкви. А если мы этого делать не будем, то общество разочаруется в Церкви.
А если психология священника не изменилась, если он по-прежнему в церкви сидит, позвонил в колокола и ждёт прихожан: придут — не придут? С кружкой прошлись, вечером посчитали доходы — нет, ничего, всё неплохо. Если мы в этой парадигме будем продолжать наше служение — сумеем мы ответить на все ожидания нашего народа?
Конечно, мы все уповаем на помощь Божию, и Господь должен нам помочь, мы ведь еще очень слабые. Но ведь Бог приклоняет свою милость в ответ на наши усилия! Нельзя приклонить милость к священнику, который считает, что он должен ждать, пока к нему народ придет, что его служение должно замыкаться только в пределах храма, что все остальное его не касается. Поэтому мы должны очень серьезно воспринять удивительные слова Господа, которыми завершается Евангелие от Матфея: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Из выступления на встрече с духовенством Тульской епархии, 11 марта
Пройдя эти 33 года архипастырского служения, я вынес для себя некоторые уроки, которыми сегодня и хотел бы поделиться в назидание нашим священнослужителям. Первый и самый главный урок заключается в следующем: никогда не нужно жалеть себя, служа Господу. Никогда не нужно думать о том, что, служа Богу, ты потеряешь здоровье. Никогда не нужно говорить: я не буду делать того или этого, чтобы сохранить свое здоровье: непременно тогда здоровье и потеряешь.
И второй очень важный урок. Никогда, занимая низшую ступень служения, не следует думать о том, что тебе нужно каким-то образом себя разумно вести, чтобы обеспечить свое служебное продвижение. Сколько раз мне говорили: «Владыка, зачем Вы это говорите публично, зачем Вы так смело обращаетесь к людям? Поберегите себя, подумайте о своем будущем». По милости Божией, будучи диаконом, священником, епископом, архиепископом, митрополитом, я старался вести себя так, как будто в данный момент я и делаю самое главное дело своей жизни, и никогда не думал, чем это обернется для моей «карьеры». Даже в преддверии Поместного Собора некоторые обращались ко мне и призывали: «Будьте осторожны в своих словах, это Вам может помешать». Я никогда этих советов не слушал, потому что дело священника — совершать каждый день с полной отдачей то, ради чего ты надел рясу и вступил в ряды воинов Христовых.
Я имею право так говорить об этом сегодня, потому что в моем лице к вам обращается Патриарх Московский и всея Руси. И это ответ всем колеблющимся, всем малодушным, всем заботящимся о своем здоровье и всем надеющимся сделать церковную «карьеру», сберегая свои силы и сохраняя себя от возможных неприятностей.
Из проповеди на Литургии в день 33-летия архиерейской хиротонии, 14 марта
Случается слышать такие слова: «Я человек верующий, но в храм не хожу». Подобные случаи нередки: одни не ходят в храм, потому что далеко ехать, другим тяжело утром вставать, третьим трудно стоять на богослужении — причины приводятся разные.
Есть также люди, которые принципиально не считают важной молитву в храме, а полагают, что вполне достаточно помолиться дома. Это глубокое заблуждение — молитва в храме отличается от молитвы индивидуальной. Человек — за исключением особых праведников, аскетов, подвижников духа, — не может молиться долго, ибо нет более тяжелого труда, чем молитва. Хорошо известно, что некоторые молодые послушники в монастырях говорят: «На любую работу готов идти, но не могу долго молиться». Это происходит потому, что молитва есть очень концентрированное состояние духа, когда мысль соединяется с сердечным чувством. Человек есть существо слабое, а чтобы развить эту духовную энергию, требуется очень большое сосредоточение, необходима концентрация сил. Вот и получается иногда: стоим мы час или два на молитве и из всего этого времени молимся несколько мгновений или несколько минут.
Если мы совершаем молитву дома в одиночестве, так и происходит: молимся некоторое время, а дальше ум отвлекается от молитвы, мы вольно или невольно начинаем думать о своих делах и проблемах.
Когда же мы молимся в храме — вот так, как сегодня, стоя рядом с другими, чувствуя локоть друг друга, то происходит следующее: у одного на какое-то мгновение теряется концентрация в молитве, но в это время другой человек в храме молится, а когда у того ослабевают силы — третий, четвертый. И такого не бывает, чтобы в храме кто-то сильно не молился. В храме слагаются наши духовные усилия, наша энергия, и это воздыхание огромной силы устремляется ко Господу, и Бог слышит нашу молитву, приклоняет к нам Свою милость.
Из проповеди на Всенощном бдении в праздник Благовещения, 6 апреля 2009 года
Для всякого человека, прожившего долгую жизнь, очевидна разрушительность порока и польза доброделания. Скажем, человек пристрастился к алкоголю, и что с ним происходит? Он теряет уважение родных и знакомых, лишается семьи, здоровья, работы; и душа его, и тело разрушаются. Горькая, страшная участь! И какое огромное количество наших сограждан страдают от этого, как много семей распадаются! Сколько появляется детей-сирот при живых родителях только потому, что этот порок разламывает человеческие судьбы! Но есть и другие примеры: маленькая девочка, которая, рискуя жизнью, вытащила из горящего дома других детей; молодые добровольцы, которые посвящают свободное время уходу за больными, дарят радость общения сиротам и старикам; авиадиспетчер, который благодаря своему профессионализму недавно спас сотни людей, до гибели которых оставались секунды. Удивительным примером нравственного подвига на все времена остаются новомученики Российские, в том числе очень молодые люди, которые, не убоявшись смерти, сохранили верность Господу.
Слава Богу, наше Отечество богато героями, известными и неизвестными. И молодым людям есть с кого брать пример честного труда, любви к Родине, достойного устроения семьи. Такие люди были и в царской России, и в России советской, есть они и сейчас, и их много. Вообще, добрых людей больше, чем злых, а добра в мире — больше, чем зла. А если бы эти пропорции были изменены, человеческая цивилизация потеряла бы свою устойчивость, и мы просто стояли бы лицом к лицу с апокалипсисом.
Церковь открыта ко всем людям, и особенно к молодым, к тем, кто только делает первые самостоятельные шаги, которые могут определить все направление их дальнейшей жизни. Хотя молодые по-другому одеваются, по-другому говорят, слушают другую музыку, и люди старшего поколения нередко их не понимают, — мы знаем, что наша молодежь в большинстве своем сохраняет стремление к чистоте и добру. Важно ободрить юношей и девушек, сказать им: не бойтесь быть чистыми, честными и добрыми, не бойтесь быть идеалистами! Не бойтесь держаться правды!
Из слова на открытии XIII Всемирного русского народного собора, 22 мая 2009 года