«Дело» Агеевых будет продолжать слушаться уже в двух судах – Российском и Европейском
После объявленного на заседании 13 мая 2010 г. перерыва в слушаниях в связи с назначением повторной судебно-медицинской экспертизы Видновский городской суд назначил очередное заседание по рассмотрению обвинения Агеевых на 28 октября.
Напомним, со слов родителей 20 марта 2009г. дома с их сыном Глебом произошел несчастный случай. Глеб со своей сестрой Полиной пошли относить игрушки на второй этаж их дома. Вероятно, заигравшись, они случайно включили стоявший на туалетном столике около кровати родителей электрический чайник, который упал на Глеба, полезшего за игрушкой. Глеб побежал к маме на первый этаж, споткнулся и прокатился по лестнице вниз, получив многочисленные ушибы и ссадины. Родители оказали сыну первую помощь, и отец повез Глеба в травмпункт, но ввиду окончания работы которого ребенок был доставлен с участием машины Скорой помощи в приемное отделение детской городской больницы №9 им. Сперанского, специализирующейся на лечении ожогов. 27 марта 2009г. Глеб был выписан и отдан отцу.
В связи с подозрением на насилие по отношению к несовершеннолетнему по факту выписки ребенка в семью было возбуждено уголовное дело. Одновременно с возвращением семьи домой работниками органов опеки г.Москвы и Московской области была осуществлена проверка условий проживания двух несовершеннолетних детей в их загородном доме, проведена беседа с детьми, выяснены обстоятельства происшествия с их слов и слов родителей, составлен акт о целесообразности оставления детей в семье до завершения возбужденного уголовного дела.
На следующий день 28 марта 2009 г. судмедэксперт по г. Видное Московской области произвел квалифицированный осмотр пострадавшего и в своем заключении указал на одномоментность полученных повреждений, квалифицировав их как легкий вред здоровью.
Несмотря на эти выводы специалистов уголовное преследование прекращено не было.
После публичных заявлений заинтересованных в продвижении ювенальной юстиции в России депутатов Государственной думы дело не только получило дальнейшее продвижение, а было передано из г.Видное в Управление МВД Московской области, что не соответствовало его статусу. Там уже по заказу Следственной части в Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области было изготовлено заключение, содержащее утверждение, что повреждения у ребенка были различных сроков давности, ребенок получал повреждения неоднократно, а описанные повреждения были переквалифицированы в среднюю тяжесть здоровью. В совокупности материалы дела были подготовлены таким образом, чтобы инкриминировать основной обвиняемой – матери мальчика Л. Агеевой деяния, в том числе и «систематические истязания», предполагающие в качестве наказания существенный срок лишения свободы.
Несмотря на неоднократные ходатайства защиты о прекращении уголовного преследования в силу неустранимых противоречий в выводах специалистов и, учитывая иные обстоятельства дела, органы прокуратуры не реагировали объективным образом на неправомерные действия органов предварительного следствия.
Видновским судом в ходе слушаний по обвинению Агеевых были заслушаны свидетельские показания, ни в одном из которых не прозвучали обстоятельства, подтверждающие предположения обвинения. Также было рассмотрено неоднократно заявленное ранее в ходе следствия ходатайство о проведении повторной судебно-медицинской экспертизы в вышестоящем государственном учреждении в целях устранения имеющихся в предыдущих заключениях экспертов противоречий.
Постановлением от 13 мая 2010 г. Видновский суд назначил повторную судебно-медицинскую экспертизу в Федеральном центре при Минздраве, поставив перед экспертами вопросы о наличии повреждений у Глеба на момент поступления в больницу, их давности, возможности получения при падении с лестницы и вследствие опрокидывания чайника. Кроме этого суд исключил из числа допустимых доказательств так называемые фототаблицы, а именно распечатки изображений ребенка, выполненных неизвестно кем и каким способом.
Вместе с этим согласно поступившим в суд материалам повторной экспертизы специалистами Федерального центра в ходе проведения исследования были осмотрены и изучены все графические изображения, приобщенные к материалам дела, в том числе фотографические изображения, изъятые в ДГКБ №9 им. Сперанского. Выводы экспертов однозначны: поскольку механизм получения ребенком повреждений – удар, удар с трением, трение, отсутствуют места травмирования, недоступные при падении, это не исключает получение всех ушибов, кровоподтеков и ссадин при падении с лестницы, характер и локализация ожога горячей жидкостью не исключает природу повреждения как падение чайника с поверхности, под которой находился пострадавший, все повреждения относятся к легкому вреду здоровья, и отсутствуют какие-либо объективные данные, исключающие одномоментность их получения.Эксперты не подтверждают ни закрытую черепно-мозговую травму, ни сотрясение мозга, ни перелом костей носа. Существенное сокращение перечня полученных повреждений указывает на тенденциозность и предвзятость ранее данных медицинских оценок.
Кроме этого, следует иметь в виду, что основная фабула обвинения базируется на домысле о неприязненном отношении родителей к детям, что категорически не соответствует ни одному свидетельскому показанию специалистов, работавших с детьми, ни работников опеки, ни работников Детской морозовской больницы, где дети находились месяц после отобрания, ни работников детского учреждения, куда дети были направлены потом, и где они находятся по настоящее время. Согласно имеющимся в деле заключениям специалистов у суда есть возможность по этому поводу опросить самих детей в заседании.
Таким образом, Видновскому суду предстоит дать правовую оценку обоснованности предъявленного Агеевым обвинения, а органу государственного обвинения еще раз внимательно пересмотреть материалы дела и дать оценку имевшихся в распоряжении органов следствия документов обо всех обстоятельствах происшествия в связи с вновь поступившими уже теперь объективными данными.
Вместе с этим, уже в сентябре этого года Правительство РФ получило запрос из Европейского суда по правам человека в отношении заявления Агеевых, подготовленного специалистами Мемориала. Вопреки сложившейся практике, когда граждане РФ ожидают рассмотрения их жалоб 5-7 лет, «делу» Агеевых президентом соответствующей секции Европейского суда был дан высокий приоритет. Европейским судом было задано Правительству РФ 12 вопросов, касающихся обоснованности и адекватности решений судов Российской Федерации в части законности ускоренного отобрания детей из семьи и лишения родителей родительских прав, а также соответствия этих действий нормам необходимости, принятым в «демократическом обществе». Особое внимание Европейский суд в своих вопросах уделил защите прав человека, касающихся невмешательству в частную жизнь, соблюдению установленными законом тайны усыновления и презумпции невиновности. Имеются вопросы относительно выполнения государством своих функций по защите от клеветы и незаконных действия СМИ, посягательств на тайну, охраняемую законом, от вмешательства третьих лиц, в том числе в стенах государственного детского медицинского учреждения.
Европейский суд затребовал от Правительства РФ все материалы по гражданским делам, касательно отобрания детей из семьи Агеевых и лишения их родительских прав, о защите чести и достоинства по искам к газете «Твой день» и помощнику депутата ГД РФ Д.П.Герасименко, по ведущемуся в отношении Агеевых уголовному преследованию. Также Европейский суд просит Правительство РФ в срок до 17.01.2011г. дать объяснения и свои предложения по мирному досудебному урегулированию ситуации с заявителями.
Также по теме:
Материалы для Европейского суда по правам человека Ageyevs_comm_2.09.2010
Ответ Европейского суда по правам человека E_sud-zapros_hastq-per_Ageevy
Итог: В 2013 году изъятие детей у Агеевых признано незаконным, но детей им не вернули